«Весёлые краски»
Программа занятий
1.Пояснительная записка.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые краски» имеет художественную направленность развития детей. Уровень программы: базовый.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Применение нетрадиционной техники рисования демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Веселые краски» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Настоящая программа составлена на основе:
• ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Распоряжения Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
• Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
• Приказа МП РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказа МП РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Постановления Правительства КО от 20.07.2020 № 389-П «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области»;
• Распоряжения МО КО от 30.07.2020 № 835 «Об утверждении Правил ПФДО детей на территории Кировской области»;
• Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Новизна программы Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников, который заключается в постановке и реализации задач сенсорной художественной педагогики, а также координации рук и развития мелкой моторики.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно развитие и реализация возможностей каждого ребенка как творческой личности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Адресат программы. Программа ориентирована детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Наполняемость групп – не более 15 человек в группе.
Условия приема. Набор в группу по программе осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных представителей). При наборе детей наличие базовой подготовки не обязательно.
Объем программы. Срок реализации программы.
Программа разделена по возрастам и рассчитана на два года обучения в соответствии с возрастными группами детей и состоит из двух модулей: модуль 1 – для детей 5-6 лет, модуль 2 – для детей 6-7 лет.
Объем учебных часов для первого модуля – 32 часа в год (в рамках учебного года), для второго модуля – 32 часа в год (в рамках учебного года).
Занятия групповые, в группах одного возраста, организуются 1 раз в неделю, во вторую половину дня:
старшая группа - дети 5-6 лет, занятия 1 раз в неделю по 25 минут.
подготовительная группа - дети 6-7 лет, занятия 1 раз в неделю по 30 минут.
Форма обучения – очная.
Форма организации учебного занятия – групповая.
2. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы.
Образовательные:
• Формировать основы художественной культуры. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, понимать его выразительные средства.
• Способствовать активизации проявлений эстетического отношения к окружающему миру, поддержке детской индивидуальности в процессе восприятия искусства и собственного художественного творчества;
• Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов, совершенствуя технику изображения.
• Формировать умение анализировать созданные изображения.
Развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, обращая внимание детей на выразительные средства, сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей, координацию рук и развитие мелкой моторики.
• Развивать чувство ритма, меры, уверенности в действиях.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формируя навыки сотрудничества, коммуникативные способности.
• Воспитывать самостоятельность и активность.
3. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
1. Основные способы смешения цветов;
2. Знать и уметь использовать в своей работе тёплые и холодные цвета;
3. Основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость;
4. Владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах.
Обучающиеся должны уметь:
1. Чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
2. Реализовывать творческий замысел;
3. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
4. Правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).
Личностными результатами освоения программы является формирование следующих умений:
• формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• формирование эстетической потребности, потребности в общении с искусством, природой, потребность;
• самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
• умение анализировать и обсуждать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных способностей обучающихся:
• овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• умение планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
• виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.
Уметь:
• использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
• реализовывать творческий замысел;
• применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
Формы проведения аттестации
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся использованы такие способы, как:
• наблюдение активности на занятии;
• анализ творческих работ.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса проводится выставка творческих работ.
Методы работы
При реализации программы используются следующие методы:
Коммуникативные:
• объяснения способов выполнения;
• пояснения;
• указания;
• рассказ;
• беседа;
• чтение художественных произведений.
Наглядные:
• рассматривание иллюстраций.
Практические:
• показ выполнения действий педагогом;
• выполнение заданий детьми;
• игра.
4.Содержание программы
Календарный учебный график
Год обучения Количество занятий
в неделю в месяц в год
Первый модуль (5-6 лет) 1 4 32
Второй модуль (6-7 лет) 1 4 32
Учебный план 1 год обучения (модуль 1)
№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации, контроля
всего теория практика
1 Раздел 1. Начальный.
Тема «Введение в предмет» 3
1.1. Вводное занятие «Техника безопасности» 1 1 - наблюдение
1.2. Кляксография «Мое любимое дерево осенью» 1 - 1 наблюдение
1.3. Печать листьями «Осень на опушке краски разводила» 1 - 1 наблюдение
2. Раздел 2. Основной
Тема «Мир вокруг!» 22
2.1. Печать по трафарету «Зачем человеку зонт» 1 - 1 наблюдение
2.2. Рисование гуашью «Мой любимый свитер» 1 - 1 наблюдение
2.3. Кляксография «Улетаем на юг» 1 1 наблюдение
2.4. Оттиск печатками «Необычная посуда» 1 - 1 наблюдение
2.5. Оттиск печатками «Обои в моей комнате» 1 - 1 наблюдение
2.6. Пальчиковое рисование «Первый снег» 1 - 1 наблюдение
2.7. Рисование свечой и акварелью «Зимние напевы» 1 - 1 наблюдение
2.8. Рисование печатками «Дымковская игрушка (конь)» 1 - 1 наблюдение
2.9. Пальчиковое рисование «Елочка нарядная» 1 - 1 наблюдение
2.10. Рисование солью «Дед мороз» 1 - 1 наблюдение
2.11. Рисование ладошкой «Зимний лес» 1 - 1 наблюдение
2.12. Рисование свечой и акварелью «Морозный узор» 1 - 1 наблюдение
2.13. Рисование в технике тычок «Посуда» 1 - 1 наблюдение
2.14. Печать по трафарету «Необычные машины» 1 - 1 наблюдение
2.15. Рисование печатками «Галстук для папы» 1 - 1 наблюдение
2.16. Рисование в технике набрызг «Зимушка - зима» 1 - 1 наблюдение
2.16. Печать по трафарету «Котенок» 1 - 1 наблюдение
2.17. Рисование разными техниками «Открытка для мамы «8 Марта» 1 - 1 наблюдение
2.18 Рисование мыльными пузырями и ладошками «Подводный мир» 1 - 1 наблюдение
2.19. Рисование в технике тычок «Воздушные одуванчики» 1 - 1 наблюдение
2.20. Рисование восковыми мелками и акварелью «Подснежники» 1 - 1 наблюдение
2.21. Рисование в технике граттаж «Космический пейзаж» 1 - 1 наблюдение
Раздел 3. Завершающий.
Тема «Цветные краски» 7
3.1. Оттиск печатками «Грачи прилетели» 1 - 1 наблюдение
3.2. Рисование гуашью и манкой «Ворона» 1 - 1 наблюдение
3.3. Рисование ладошкой «Аквариум» 1 - 1 наблюдение
3.4. Рисование восковыми мелками и акварелью «Праздничный салют над городом» 1 - 1 наблюдение
3.5. Рисование пейзажа «Красивый пейзаж» 1 - 1 наблюдение
3.6. Рисование тычок жесткой кистью «Одуванчики в траве» 1 - 1 наблюдение
3.7. Итоговое занятие «Растения в нашей группе» (оттиск) 1 - 1 наблюдение
Учебный план 2 год обучения (модуль 2)
№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации, контроля
всего теория практика
1 Раздел 1. Введение в предмет. 2
1.1. Вводное занятие «Техника безопасности» 1 1 - наблюдение
1.2. Набрызг «Осеннее дерево» 1 - 1 наблюдение
2. Раздел 2. Основной
Тема «Мои фантазии» 21
2.1. Рисование нитками «Яблоня с золотыми яблоками» 1 - 1 наблюдение
2.2. Рисование поролоном «Плюшевый медвежонок» 1 - 1 наблюдение
2.3. Кляксография и набрызг по трафарету «Осенние мотивы» 1 - 1 наблюдение
2.4. Рисование штрихами «Колючая сказка» 1 - 1 наблюдение
2.5. Рисование пейзажа «Осенний пруд» 1 - 1 наблюдение
2.6. Рисование в технике «пуантилизм» «Открытка для мамы «Незабудки» 1 - 1 наблюдение
2.7. Рисование свечой и акварелью «Щенок и снег» 1 - 1 наблюдение
2.8. Рисование в технике тычок сухой жесткой кистью «Зачарованный лес» 1 - 1 наблюдение
2.9. Рисование солью «Зимние узоры» 1 - 1 наблюдение
2.10. Рисование портрета «Дедушка Мороз» 1 - 1 наблюдение
2.11. Рисование разными техниками «Зимний пейзаж» 1 - 1 наблюдение
2.12. Рисование разными техниками «Белые медведи и северное сияние» 1 - 1 наблюдение
2.13. Рисование пейзажа «Зимние избушки» 1 - 1 наблюдение
2.14. Рисование зубной пастой «Снегопад» 1 - 1 наблюдение
2.15. Рисование солью и красками «Зимнее дерево» 1 - 1 наблюдение
2.16. Рисование в технике «пуантилизм» «Рыбка» 1 - 1 наблюдение
2.17. Рисование различными техниками «Снегири на ветках» 1 - 1 наблюдение
2.18. Рисование в технике тычок сухой жесткой кистью «Пингвины на льдине» 1 - 1 наблюдение
2.19 Рисование различными техниками «Птичка» 1 - 1 наблюдение
2.20. Рисование влажными салфетками «Подарок маме (маки)» 1 - 1 наблюдение
2.21 Рисование ниточкой «Необычные цветы» 1 - 1 наблюдение
Раздел 3. Завершающий.
Тема «Как прекрасен этот мир…» 9
3.1. Рисование различными техниками «Слон» 1 - 1 наблюдение
3.2. Набрызг и печать по трафарету «Космос» 1 - 1 наблюдение
3.3. Рисование на смятом и расправленном листе «Голубь» 1 - 1 наблюдение
3.4. Рисование различными техниками «Обезьяна на лиане» 1 - 1 наблюдение
3.5. Рисование гелевой ручкой по мокрому листу «Весенний дождь» 1 - 1 наблюдение
3.6. Рисование пейзажа «Березы весной» 1 - 1 наблюдение
3.7. Рисование скомканной бумагой «Живописный луг» 1 - 1 наблюдение
3.8. Рисование в технике тычок сухой жесткой кистью «Радуга на поляне 1 - 1 наблюдение
3.9. Итоговое занятие Рисование в смешанных техниках «Вот и лето пришло» 1 - 1 наблюдение
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ)
№
Тема занятия
1 Техника безопасности
Вводный инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях.
2
Рисование «Мое любимое дерево осенью»
Цель: Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.
• Знакомство детей с новым приемом рисования;
• Показ действий с новым изобразительным материалом;
• Физкультминутка;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
3 Рисование «Осень на опушке краски разводила»
Цель: Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Выкладывание узоров из сухих листьев;
• Показ действий с изобразительным материалом;
• Самостоятельная деятельность детей;
• П\и «Найди нужный листик»;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
4 Рисование «Зачем человеку зонт»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.
• Игра с зонтиком «Солнышко и дождик»;
• Беседа на тему: «Для чего нам нужен зонт»;
• Показ действий с изобразительными материалами;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Пальчиковая игра «Дождик»;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
5 Рисование «Мой любимый свитер»
Цель: Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы
• Выкладывание общего узора из геометрических фигур;
• Показ действий с изобразительным материалом;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Анализ детских работ4
• Рефлексия.
6 Рисование «Улетаем на юг»
Цель: Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.
• Чтение стихотворений о перелетных птицах;
• Показ действий с изобразительным материалом;
• Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
7 Рисование «Необычная посуда»
Цель: Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.
• Рассматривание альбома с фотографиями необычных тарелок;
• Опробование детьми изобразительных материалов;
• Физкультминутка;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
8 Рисование «Обои в моей комнате»
Цель: Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.
• Рассматривание иллюстраций с узорами.
• Беседа: «Обои в моей комнате»;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Физкультминутка «Мои игрушки»;
• Анализ конечного результата;
• Рефлексия.
9 Рисование «Первый снег
Цель: Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками
• Чтение стихотворения «Первый снег»;
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная деятельность детей;
• П\и «Снежинки»;
• Рефлексия.
10 Рисование «Зимние напевы»
Цель: Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.
• Просмотр презентации «Зимние узоры»;
• Знакомство детей с новой изобразительной техникой;
• Самостоятельное экспериментирование с изобразительными материалами;
• Анализ результата детского творчества;
• Рефлексия.
11 Рисование «Дымковская игрушка» (конь)
Цель: Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.
• Рассматривание альбома с дымковской игрушкой и отдельными узорами.
• Чтение стихотворения для детей «Лошадка»;
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Анализ рисунков детей;
• Рефлексия.
12 Рисование «Елочка нарядная»
Цель: Закрепить умение изображать елочные игрушки.
• Украшение елочки совместно с детьми;
• Показ действия с изобразительным материалом;
• Пальчиковая игра «Елка новогодняя»;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
13 Рисование солью «Дед Мороз»
Цель: Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
• Чтение детьми стихов для Деда Мороза;
• Поэтапное изображение Деда Мороза совместно с детьми;
• Пальчиковая игра «Дед Мороз»;
• Анализ детских рисунков;
• Рефлексия.
14 Рисование «Зимний лес»
Цель: Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
• Рассматривание картинок с изображением зимнего леса;
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Пальчиковая гимнастика;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
15 Рисование «Морозный узор»
Цель: Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
• Рассматривание узоров на окнах;
• Показ действий с изобразительными материалами;
• Самостоятельная деятельность детей с перерывом на физкультминутку;
• Анализ детских рисунков;
• Рефлексия.
16 Рисование Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда»
Цель: Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь.
• Знакомство детей с городецкой росписью, через просмотр обучающей презентации;
• Показ действий с изобразительными материалами;
• Совместная изобразительная деятельность детей;
• П\и «Прибери посуду на полке»;
• Анализ детских рисунков;
• Рефлексия.
17 Рисование «Необычные машины»
Цель: Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
• Отгадывание загадок об автомобилях;
• Показ действий с изобразительным материалом;
• Самостоятельная деятельность детей;
• П\и «Цветные автомобили»;
• Анализ детских рисунков;
• Рефлексия.
18 Рисование «Галстук для папы»
Цель: Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.
• Беседа: «Папин праздник»;
• Рассматривание разноцветных галстуков для папы;
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная деятельность с детьми;
• Физкультминутка;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
19 Рисование «Зимушка - зима»
Цель: Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.
• Просмотр презентации «Зимние узоры»;
• Знакомство детей с новой изобразительной техникой;
• Самостоятельное экспериментирование с изобразительными материалами;
• Анализ результата детского творчества;
• Рефлексия.
20 Рисование «Котенок»
Цель: Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
• Чтение стихотворения о котенке;
• Показ действий с изобразительными материалами;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Пальчиковая игра «Кошки – мышки»;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
21 Рисование «Открытка для мамы «8 Марта»
Цель: Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.
• Беседа: «Мамин праздник»;
• Проговаривание приемов действий с изобразительным материалом;
• Пальчиковая игра;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Физкультминутка;
• Анализ результата;
• Рефлексия.
22 Рисование «Подводный мир»
Цель: Развивать самостоятельность, творчество, цветовое восприятие.
• Игры с мыльными пузырями;
• Знакомство с новым способом изобразительной деятельности;
• Самостоятельная изобразительная деятельность детей с перерывом на физкультминутку;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
23 Рисование «Воздушные одуванчики»
Цель: Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
• Чтение стихотворения;
• Показ действий с изобразительными материалами;
• Совместная деятельность взрослого и детей;
• Дыхательные игры с одуванчиками;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
24 Рисование «Подснежники»
Цель: Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
• Пальчиковая игра «Подснежник»;
• Совместное с детьми рисование со словесным сопровождением;
• Самостоятельная работа детей с красками;
• Физкультминутка;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
25 Рисование «Космический пейзаж»
Цель: Научить новому способу получения изображения – граттажу.
• Чтение стихотворений о космонавтах;
• Знакомство со способами действий с новым способом рисования.
• Показ основных действий;
• Пальчиковая игра;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Анализ детской работы;
• Рефлексия.
26 Рисование «Грачи прилетели»
Цель: Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.
• Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»;
• Показ действий со знакомым изобразительным материалом;
• Самостоятельная деятельность детей с перерывом на физкультминутку;
• П\и «Перелетные птицы»;
• Рефлексия.
27 Рисование гуашью с манкой «Ворона»
Цель: Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.
• Чтение стихотворения;
• Показ действий с изобразительными материалами;
• Совместная деятельность взрослого и детей;
• Дыхательные игры по имитации звуков, издаваемых птицей;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия
28 Рисование «Аквариум»
Цель: Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.
• Рассматривание рыбок в аквариуме;
• Малоподвижная игра «Рыбки»;
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Рефлексия.
29 Рисование «Праздничный салют над городом»
Цель: Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.
• Просмотр видеозаписи «Победный салют»;
• Игра «Салют»;
• Показ действий с изобразительным материалом;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Пальчиковая игра;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
30 Рисование «Красивый пейзаж»
Цель: Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.
• Просмотр презентации «Красивейший пейзаж»;
• Беседа о природе;
• Знакомство с новой техникой нетрадиционного рисования;
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная творческая деятельность детей с перерывом на физкультминутку;
• Рефлексия.
31 Рисование «Одуванчики в траве»
Цель: Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.
• Чтение стихотворения;
• Показ действий с изобразительными материалами;
• Совместная деятельность взрослого и детей;
• Дыхательные игры с одуванчиками;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
32 Рисование «Растения в нашей группе»
Цель: Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.
• Рассматривание альбома с разными комнатными растениями;
• Беседа;
• Показ действий с материалом;
• Самостоятельная работа детей;
• Физкультминутка;
• Анализ детских работ;
• Рефлексия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОЙ МОДУЛЬ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 ЛЕТ)
№
Тема занятия
1 Техника безопасности
Вводный инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях.
2
Рисование «Осеннее дерево»
Цель: Учить отражать особенности изображаемого предмета, развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в технике – набрызг.
• Чтение рассказа Б.Скребицкого «Осень»;
• Показ действий с материалами;
• Ф\м «Мы осенние листочки»;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
3 Рисование «Яблоня с золотыми яблоками»
Цель: Закреплять умение рисовать нетрадиционными методами рисования (рисование нитками).
• Игровая-ситуация
• Беседа - диалог;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
4 Рисование «Плюшевый медвежонок»
Цель: Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.
• Загадки об игрушках;
• Чтение стих-я «Сбежали игрушки»;
• Ф\м «Мишка с куклой пляшут полечку»;
• Практическая работа;
• Рефлексия.
5 Рисование «Осенние мотивы»
Цель: Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
• Чтение стихотворения «Золотая осень»;
• Упражнение на дополнительном листе по раздуванию краски;
• Практическая работа;
• Рефлексия.
6 Рисование «Колючая сказка»
Цель: Развивать у детей умение наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи одном направлении, без просветов.
• Отгадывание загадки;
• Чтение тематической сказки «Зачем ежику колючки?»
• Ф\и «Ежик топал по тропинке»;
• Практическая работа детей;
• Ф\м «Еж»;
• Рефлексия.
7 Рисование «Осенний пруд»
Цель: Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
• Чтение рассказа Л.Толстого «Лебеди»;
• Беседа-диалог об особенностях времени года - осень;
• Показ действий и самостоятельная работа детей.
• Рефлексия.
8 Рисование «Открытка для мамы (незабудки)»
Цель: Учить рисовать в технике «пуантилизм» цветы. Учить располагать изображения на листе по-разному.
• Прослушивание музык. произведения П.И.Чайковского «Вальс Цветов»
• Беседа о музык. произвед. П.И.Чайковского «Вальс Цветов»
• Игра «Три цветка»
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
9 Рисование «Щенок и снег»
Цель: Развивать у детей умение рисовать свечой. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
• Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»
• Игра «Заморожу»;
• Практическая работа детей;
• Рефлексия.
10 Рисование «Зачарованный лес»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.
• Чтение стих-я С. Есенина «Заколдован невидимкой…»
• Чтение рассказа «Зимний лес»;
• Показ действий с материалами;
• Игра «На опушке леса»;
• Д\и «Подбери словечко»;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
11 Рисование «Зимние узоры»
Цель: Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.
• Отгадывание загадок на зимнюю тематику;
• Беседа с детьми об узорах на стеклах;
• Экспериментирование с материалами;
• Чтение отрывка стих-я «Заклинание зимы»;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
12 Рисование «Дедушка Мороз»
Цель: Закрепить умения рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.
• Чтение стих-я «Дед Мороз»;
• Беседа с детьми о Деде Морозе;
• Рисование контуров будущей картины простым карандашом;
• Ф\м «Снежинки»;
• Работа с красками;
• Рефлексия.
13 Рисование «Зимний пейзаж»
Цель: Расширять знания о технике, закреплять умение самостоятельного выбора сюжета законченности изображения и целостности.
• Рассматривание репродукций художников
• Обсуждение с детьми рассматривание материала для деятельности
• Ф/м «Зимние забавы»;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
14 Рисование «Белые медведи и северное сияние»
Цель: Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения в рисовании. Вызывать чувство восхищения природными явлениями
• Беседа об Антарктиде;
• Получение новых знаний о северном сиянии;
• Практическая работа детей по тонированию листа;
• Практическая работа печать по трафарету;
• Рефлексия.
15 Рисование «Зимние избушки»
Цель: Уточнять и расширять представления о зиме. Учить отображать состояние погоды (снег), используя нетрадиционную технику рисвоания.
• Чтение рассказа «Зима » КЛукашевич;
• Беседа-диалог с детьми;
• Игра «Снежный ком»;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
16 Рисование «Снегопад»
Цель: Познакомить детей с приемами нетрадиционной техники рисования и способом изображения с использованием различных материалов (зубная паста и пальчики)
• Сказка «О снежной туче» с одновременным показом рисования;
• Самостоятельная работа детей;
• Работа с красками;
• Рефлексия.
17 Рисование «Зимнее дерево»
Цель: Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре для получения нового цвета. Познакомить с техникой присыпания солью по сырой краске для создания объемного изображения
• Рассматривание репродукций художников
• Обсуждение способов изображения деревьев
• Самостоятельная деятельность.
• Рефлексия
18 Рисование «Рыбка»
Цель: Познакомить с нетрадиционным течением в живописи «пуантилизмом». Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей
• Музыка «Шум моря»
• Беседа - диалог;
• Ф/м «Рыбки»;
• Знакомство с техникой рисования;
• Практическая работа;
• Рефлексия.
19 Рисование «Снегири на ветках»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о птицах, побуждать интерес к известным птицам, расширять представления о перелетных птицах.
• Чтение рассказа о снегирях;
• Беседа по рассказу;
• Показ действий с материалами, нанесение контуров простым карандашом;
• Ф\м «Птицелов»;
• Самостоятельная работа детей с красками;
• Рефлексия.
20 Рисование «Пингвины на льдине»
Цель: Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания; учить рисовать пингвинов используя метод тычка.
• Чтение стих-я Г. Утробина «Там, где есть снега и льдины..»;
• Беседа о пингвинах;
• Рисование простым карандашом контура будущих птиц;
• Ф\м «Пингвины»;
• Работа с красками;
• Рефлексия.
21 Рисование «Птичка»
Цель: Развить у детей способность создавать сюжетную композицию.
• Беседа о гнездах птиц;
• Пальчиковая гимнастика «Птички»;
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
22 Рисование «Подарок маме (маки)»
Цель: Учить тонировать лист влажной салфеткой и рисовать цветы, используя ватный диск. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.
• Чтение стих-я З.Петровой «Цветы для мамы»;
• Показ действий с материалами;
• Игра «Цветы»;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
23 Рисование «Необычные цветы»
Цель: Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельности и стремление к достижению результата.
• Отгадывание загадок;
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
24 Рисование «Слон»
Цель: Закрепить умение дополнять изображение деталями при помощи кисточки
• Игра «Большое, доброе животное»;
• Беседа с детьми о слоне по наглядности;
• Рисование простым карандашом контура будущего слона;
• Пальчиковая гимнастика;
• Работа с красками;
• Рефлексия.
25 Рисование «Космос»
Цель: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету.
• Игра «Космическое путешествие»;
• Показ действий с материалами;
• Ф\м «Раз, два – стоит ракета…»;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
26 Рисование «Голубь»
Цель: Учить создавать композицию на смятом и расправленном листе бумаге крупным планом. Расширять знания о птицах.
• Рассказ воспитателя о голубе
• Ф/м «Дерево»
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
27 Рисование «Обезьяна на лиане»
Цель: Воспитывать у детей интерес к жизни экзотических животных. Закрепить приемы рисования, как правильно держать кисточку.
• Отгадывание загадок о животных жарких стран;
• Беседа о животных жарких стран;
• Пальчиковая гимнастика «Африка»
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
28 Рисование «Весенний дождь»
Цель: Учить отображать состояние погоды (дождь) нетрадиционным способом. Упражнять в рисовании различными материалами. Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе.
• Чтение стих-я А.Введенского «Дождик»;
• Игра «Дождик»;
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная работа детей;
• Рефлексия.
29 Рисование «Березы весной»
Цель: Углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю.
• Чтение рассказа о березах весной;
• Показ действий с материалами;
• Самостоятельная работа детей;
• Ф\м «Природа»;
• Рефлексия.
30 Рисование «Живописный луг»
Цель: Знакомить с техникой рисования скомканной бумагой. Учить подбирать летние цветовые сочетания.
• Чтение рассказа Н.Павловой «Желтый, белый, лиловый»
• Чтение стих-я «На лугу»;
• Беседа с детьми;
• Игра «Ромашки на лугу»;
• Знакомство с техникой рисования;
• Практическая работа;
• Рефлексия.
31 Рисование «Радуга над поляной»
Цель: Совершенствовать технику рисования тычком жесткой сухой кистью.
• Отгадывание загадки
• Беседа с детьми о изображении радуги
• Игра « Радуга»
• Самостоятельная деятельность
• Рефлексия
32 Рисование «Вот и лето пришло»
Цель: Закрепить навыки рисования понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
• Чтение стихов о лете
• Беседа с детьми
• Выбор техники рисования
• Самостоятельная деятельность детей
• Рефлексия
5. Описание материально-технического обеспечения Программы
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.
Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к занятиям создана предметно-развивающая среда.
Материально - техническое и методическое обеспечение Программы
Для реализации Программы используются следующие материалы:
- Детские столы (регулируемые по высоте).
- Детские стульчики.
- Стол для педагога.
- Шкаф для хранения методического материала.
- Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.
6. Литература для педагога
1. «Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010
2. «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005
3. « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003
4. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
5. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2007. - 80 с.
8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2007. - 72 с.
9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
10. Кашникова Е.В. Оригинальные техники изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7 лет: Пособие для воспитателей и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2013. – 96 с. + 8 с. цв. вкл.
11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
12. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва.2007.
14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2014. – 96 с. + 16 с. цв. вкл.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. -62 с.
16. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
17. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 - познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. – (Библиотека современного детского сада).
18. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника