«Весёлые краски»

Программа занятий

1.Пояснительная записка.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые краски» имеет художественную направленность развития детей. Уровень программы: базовый.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Применение нетрадиционной техники рисования демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Веселые краски» направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Настоящая программа составлена на основе:
•    ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
•    Распоряжения Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
•    Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
•    Приказа МП РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•    Приказа МП РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196»;
•    Постановления   Главного   государственного санитарного врача РФ   от   28.09.2020   № 28 «Об   утверждении   санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания   и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•    Постановления Правительства КО от 20.07.2020 № 389-П «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области»;
•    Распоряжения МО КО от 30.07.2020 № 835 «Об утверждении Правил ПФДО детей на территории Кировской области»;
•    Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Новизна программы Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников, который заключается в постановке и реализации задач сенсорной художественной педагогики, а также координации рук и развития мелкой моторики.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно развитие и реализация возможностей каждого ребенка как творческой личности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Адресат программы. Программа ориентирована детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Наполняемость групп – не более 15 человек в группе.
Условия приема. Набор в группу по программе осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных представителей). При наборе детей наличие базовой подготовки не обязательно. 
Объем программы. Срок реализации программы.
Программа разделена по возрастам и рассчитана на два года обучения в соответствии с возрастными группами детей и состоит из двух модулей: модуль 1 – для детей 5-6 лет, модуль 2 – для детей 6-7 лет.  
Объем учебных часов для первого модуля – 32 часа в год (в рамках учебного года), для второго модуля – 32 часа в год (в рамках учебного года).
Занятия групповые, в группах одного возраста, организуются 1 раз в неделю, во вторую половину дня: 
старшая  группа - дети 5-6 лет, занятия 1 раз в неделю по 25 минут.
подготовительная группа - дети 6-7 лет, занятия 1 раз в неделю по 30 минут.
Форма обучения – очная.
Форма организации учебного занятия – групповая.

2. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы.
 Образовательные: 
• Формировать основы художественной культуры. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, понимать его выразительные средства. 
• Способствовать активизации проявлений эстетического отношения к окружающему миру, поддержке детской индивидуальности в процессе восприятия искусства и собственного художественного творчества;
 • Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов, совершенствуя технику изображения. 
• Формировать умение анализировать созданные изображения. 
Развивающие: 
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, обращая внимание детей на выразительные средства, сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей, координацию рук и развитие мелкой моторики. 
• Развивать чувство ритма, меры, уверенности в действиях. 
Воспитательные: 
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. 
• Воспитывать культуру деятельности, формируя навыки сотрудничества, коммуникативные способности. 
• Воспитывать самостоятельность и активность.

3. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать: 
1. Основные способы смешения цветов; 
2. Знать и уметь использовать в своей работе тёплые и холодные цвета; 
3. Основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость; 
4. Владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах. 
Обучающиеся должны уметь: 
1. Чувствовать и определять холодные и теплые цвета; 
2. Реализовывать творческий замысел; 
3. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; 
4. Правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности). 
Личностными результатами освоения программы является формирование следующих умений: 
•    формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; 
•    формирование эстетической потребности, потребности в общении с искусством, природой, потребность; 
•    самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы. 
•    умение анализировать и обсуждать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся. 
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных способностей обучающихся: 
•    овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; 
•    умение планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; 
•    умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; 
•    осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. 
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений: 
Знать: 
•    виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); 
•    понимание образной природы искусства; 
•    эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира. 
Уметь: 
•    использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 
•    передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; 
•    с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; 
•    реализовывать творческий замысел; 
•    применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; 

Формы проведения аттестации 
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся использованы такие способы, как: 
•    наблюдение активности на занятии; 
•    анализ творческих работ.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса проводится выставка творческих работ.

Методы работы 
При реализации программы используются следующие методы: 
Коммуникативные: 
•    объяснения способов выполнения; 
•    пояснения; 
•    указания; 
•    рассказ; 
•    беседа; 
•    чтение художественных произведений. 
Наглядные: 
•    рассматривание иллюстраций. 
Практические: 
•    показ выполнения действий педагогом; 
•    выполнение заданий детьми; 
•    игра.

4.Содержание программы
Календарный учебный график
Год обучения    Количество занятий
    в неделю    в месяц    в год
Первый модуль (5-6 лет)    1    4    32
Второй модуль (6-7 лет)    1    4    32

Учебный план 1 год обучения (модуль 1)

№    Название раздела, темы    Количество часов    Формы аттестации, контроля
        всего    теория    практика    
1    Раздел 1. Начальный.
 Тема «Введение в предмет»    3            
1.1.    Вводное занятие «Техника безопасности»    1    1    -    наблюдение
1.2.    Кляксография  «Мое любимое дерево осенью»    1    -    1    наблюдение
1.3.    Печать листьями «Осень на опушке краски разводила»    1    -    1    наблюдение
2.    Раздел 2. Основной
Тема «Мир вокруг!»     22            
2.1.    Печать по трафарету «Зачем человеку зонт»    1    -    1    наблюдение
2.2.    Рисование гуашью «Мой любимый свитер»    1    -    1    наблюдение
2.3.    Кляксография «Улетаем на юг»    1        1    наблюдение
2.4.    Оттиск печатками «Необычная посуда»    1    -    1    наблюдение
2.5.    Оттиск печатками «Обои в моей комнате»    1    -    1    наблюдение
2.6.    Пальчиковое рисование «Первый снег»    1    -    1    наблюдение
2.7.    Рисование свечой и акварелью «Зимние напевы»    1    -    1    наблюдение
2.8.    Рисование печатками «Дымковская игрушка (конь)»     1    -    1    наблюдение
2.9.    Пальчиковое рисование «Елочка нарядная»     1    -    1    наблюдение
2.10.    Рисование солью «Дед мороз»    1    -    1    наблюдение
2.11.    Рисование ладошкой «Зимний лес»    1    -    1    наблюдение
2.12.    Рисование свечой и акварелью «Морозный узор»    1    -    1    наблюдение
2.13.    Рисование в технике тычок «Посуда»    1    -    1    наблюдение
2.14.    Печать по трафарету «Необычные машины»    1    -    1    наблюдение
2.15.    Рисование печатками «Галстук для папы»    1    -    1    наблюдение
2.16.    Рисование в  технике набрызг «Зимушка - зима»    1    -    1    наблюдение
2.16.    Печать по трафарету «Котенок»    1    -    1    наблюдение
2.17.    Рисование разными техниками «Открытка для мамы «8 Марта»    1    -    1    наблюдение
2.18    Рисование мыльными пузырями и ладошками «Подводный мир»    1    -    1    наблюдение
2.19.    Рисование в технике тычок «Воздушные одуванчики»    1    -    1    наблюдение
2.20.     Рисование восковыми мелками и акварелью «Подснежники»    1    -    1    наблюдение
2.21.    Рисование в технике граттаж  «Космический пейзаж»     1    -    1    наблюдение
    Раздел 3. Завершающий.
Тема «Цветные краски»    7            
3.1.    Оттиск печатками «Грачи прилетели»    1    -    1    наблюдение
3.2.    Рисование гуашью и манкой «Ворона»    1    -    1    наблюдение
3.3.    Рисование ладошкой «Аквариум»    1    -    1    наблюдение
3.4.    Рисование восковыми мелками и акварелью «Праздничный салют над городом»    1    -    1    наблюдение
3.5.    Рисование пейзажа «Красивый пейзаж»    1    -    1    наблюдение
3.6.    Рисование тычок жесткой кистью «Одуванчики в траве»     1    -    1    наблюдение
3.7.    Итоговое занятие «Растения в нашей группе» (оттиск)    1    -    1    наблюдение

Учебный план 2 год обучения (модуль 2)

№    Название раздела, темы    Количество часов    Формы аттестации, контроля
        всего    теория    практика    
1    Раздел 1. Введение в предмет.    2            
1.1.    Вводное занятие «Техника безопасности»    1    1    -    наблюдение
1.2.    Набрызг «Осеннее дерево»    1    -    1    наблюдение
2.    Раздел 2. Основной
Тема «Мои фантазии»    21            
2.1.    Рисование нитками «Яблоня с золотыми яблоками»     1    -    1    наблюдение
2.2.    Рисование поролоном «Плюшевый медвежонок»    1    -    1    наблюдение
2.3.    Кляксография и набрызг по трафарету «Осенние мотивы»    1    -    1    наблюдение
2.4.    Рисование штрихами «Колючая сказка»     1    -    1    наблюдение
2.5.    Рисование пейзажа «Осенний пруд»    1    -    1    наблюдение
2.6.    Рисование в технике «пуантилизм» «Открытка для мамы «Незабудки»    1    -    1    наблюдение
2.7.    Рисование свечой и акварелью «Щенок и снег»    1    -    1    наблюдение
2.8.    Рисование в технике тычок сухой жесткой кистью «Зачарованный лес»     1    -    1    наблюдение
2.9.    Рисование солью «Зимние узоры»    1    -    1    наблюдение
2.10.    Рисование портрета «Дедушка Мороз»    1    -    1    наблюдение
2.11.    Рисование  разными техниками «Зимний пейзаж»    1    -    1    наблюдение
2.12.    Рисование разными техниками   «Белые медведи и северное сияние»    1    -    1    наблюдение
2.13.    Рисование пейзажа «Зимние избушки»    1    -    1    наблюдение
2.14.    Рисование зубной пастой «Снегопад»    1    -    1    наблюдение
2.15.    Рисование солью и красками «Зимнее дерево»    1    -    1    наблюдение
2.16.    Рисование в технике «пуантилизм» «Рыбка»    1    -    1    наблюдение
2.17.    Рисование различными техниками «Снегири на ветках»    1    -    1    наблюдение
2.18.     Рисование в технике тычок сухой жесткой кистью «Пингвины на льдине»    1    -    1    наблюдение
2.19    Рисование различными техниками «Птичка»    1    -    1    наблюдение
2.20.    Рисование влажными салфетками «Подарок маме (маки)»     1    -    1    наблюдение
2.21    Рисование ниточкой «Необычные цветы»     1    -    1    наблюдение
    Раздел 3. Завершающий.
Тема «Как прекрасен этот мир…»    9            
3.1.    Рисование различными техниками «Слон»    1    -    1    наблюдение
3.2.    Набрызг и печать по трафарету «Космос»    1    -    1    наблюдение
3.3.    Рисование на смятом и расправленном листе «Голубь»    1    -    1    наблюдение
3.4.    Рисование различными техниками «Обезьяна на лиане»    1    -    1    наблюдение
3.5.    Рисование гелевой ручкой по мокрому листу «Весенний дождь»    1    -    1    наблюдение
3.6.    Рисование пейзажа «Березы весной»    1    -    1    наблюдение
3.7.    Рисование скомканной бумагой «Живописный луг»    1    -    1    наблюдение
3.8.    Рисование в технике тычок сухой жесткой кистью «Радуга на поляне    1    -    1    наблюдение
3.9.    Итоговое занятие Рисование в смешанных техниках «Вот и лето пришло»    1    -    1    наблюдение

 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ)

№    
Тема занятия
    
1    Техника безопасности
Вводный инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях.

2
    Рисование «Мое любимое дерево осенью»
Цель: Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.
•    Знакомство детей с новым приемом рисования;
•    Показ действий с новым изобразительным материалом;
•    Физкультминутка;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
3    Рисование «Осень на опушке краски разводила»
Цель: Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Выкладывание узоров из сухих листьев;
•    Показ действий с изобразительным материалом;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    П\и «Найди нужный листик»;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.

4    Рисование «Зачем человеку зонт» 
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.
•    Игра с зонтиком «Солнышко и дождик»;
•    Беседа на тему: «Для чего нам нужен зонт»;
•    Показ действий с изобразительными материалами;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Пальчиковая игра «Дождик»;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
5    Рисование  «Мой любимый свитер»
Цель: Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы
•    Выкладывание общего узора из геометрических фигур;
•    Показ действий с изобразительным материалом;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Анализ детских работ4
•    Рефлексия.
6    Рисование «Улетаем на юг»
Цель: Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.
•    Чтение стихотворений о перелетных птицах;
•    Показ действий с изобразительным материалом;
•    Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
7    Рисование «Необычная посуда»
Цель: Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.
•    Рассматривание альбома с фотографиями необычных тарелок;
•    Опробование детьми изобразительных материалов;
•    Физкультминутка;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
8    Рисование «Обои в моей комнате» 
Цель: Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.
•    Рассматривание иллюстраций с узорами.
•    Беседа: «Обои в моей комнате»;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Физкультминутка «Мои игрушки»;
•    Анализ конечного результата;
•    Рефлексия.
9    Рисование «Первый снег 
Цель: Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками
•    Чтение стихотворения «Первый снег»;
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    П\и «Снежинки»;
•    Рефлексия.
10    Рисование «Зимние напевы»
Цель: Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.
•    Просмотр презентации «Зимние узоры»;
•    Знакомство детей с новой изобразительной техникой;
•    Самостоятельное экспериментирование с изобразительными материалами;
•    Анализ результата детского творчества;
•    Рефлексия.
11    Рисование «Дымковская игрушка» (конь)
Цель: Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.
•    Рассматривание альбома с дымковской игрушкой и отдельными узорами.
•    Чтение стихотворения для детей «Лошадка»;
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Анализ рисунков детей;
•    Рефлексия.
12    Рисование «Елочка нарядная»
Цель: Закрепить умение изображать елочные игрушки.
•    Украшение елочки совместно с детьми;
•    Показ действия с изобразительным материалом;
•    Пальчиковая игра «Елка новогодняя»;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
13    Рисование солью «Дед Мороз»
Цель: Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
•    Чтение детьми стихов для Деда Мороза;
•    Поэтапное изображение Деда Мороза совместно с детьми;
•    Пальчиковая игра «Дед Мороз»;
•    Анализ детских рисунков;
•    Рефлексия.
14    Рисование «Зимний лес»
Цель: Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
•    Рассматривание картинок с изображением зимнего леса;
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Пальчиковая гимнастика;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
15    Рисование  «Морозный узор» 
Цель: Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
•    Рассматривание узоров на окнах;
•    Показ действий с изобразительными материалами;
•    Самостоятельная деятельность детей с перерывом на физкультминутку;
•    Анализ детских рисунков;
•    Рефлексия.
16    Рисование Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда» 
Цель: Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь.
•    Знакомство детей с городецкой росписью, через просмотр обучающей презентации;
•    Показ действий с изобразительными материалами;
•    Совместная изобразительная деятельность детей;
•    П\и «Прибери посуду на полке»;
•    Анализ детских рисунков;
•    Рефлексия.
17    Рисование «Необычные машины»
Цель: Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
•    Отгадывание загадок об автомобилях;
•    Показ действий с изобразительным материалом;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    П\и «Цветные автомобили»;
•    Анализ детских рисунков;
•    Рефлексия.
18    Рисование «Галстук для папы»
Цель: Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.
•    Беседа: «Папин праздник»;
•    Рассматривание разноцветных галстуков для папы;
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная деятельность с детьми;
•    Физкультминутка;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
19    Рисование «Зимушка - зима»
Цель: Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.
•    Просмотр презентации «Зимние узоры»;
•    Знакомство детей с новой изобразительной техникой;
•    Самостоятельное экспериментирование с изобразительными материалами;
•    Анализ результата детского творчества;
•    Рефлексия.
20    Рисование «Котенок»
Цель: Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
•    Чтение стихотворения о котенке;
•    Показ действий с изобразительными материалами;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Пальчиковая игра «Кошки – мышки»;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
21    Рисование «Открытка для мамы «8 Марта»
Цель: Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.
•    Беседа: «Мамин праздник»;
•    Проговаривание приемов действий с изобразительным материалом;
•    Пальчиковая игра;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Физкультминутка;
•    Анализ результата;
•    Рефлексия.
22    Рисование  «Подводный мир»
Цель: Развивать самостоятельность, творчество, цветовое восприятие.
•    Игры с мыльными пузырями;
•    Знакомство с новым способом изобразительной деятельности;
•    Самостоятельная изобразительная деятельность детей с перерывом на физкультминутку;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
23    Рисование «Воздушные одуванчики»
Цель: Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
•    Чтение стихотворения;
•    Показ действий с изобразительными материалами;
•    Совместная деятельность взрослого и детей;
•    Дыхательные игры с одуванчиками;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
24    Рисование «Подснежники»
Цель: Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
•    Пальчиковая игра «Подснежник»;
•    Совместное с детьми рисование со словесным сопровождением;
•    Самостоятельная работа детей с красками;
•    Физкультминутка;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
25    Рисование «Космический пейзаж»
Цель: Научить новому способу получения изображения – граттажу. 
•    Чтение стихотворений о космонавтах;
•    Знакомство со способами действий с новым способом рисования.
•    Показ основных действий;
•    Пальчиковая игра;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Анализ детской работы;
•    Рефлексия. 
26    Рисование «Грачи прилетели»
Цель: Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.
•    Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»;
•    Показ действий со знакомым изобразительным материалом;
•    Самостоятельная деятельность детей с перерывом на физкультминутку;
•    П\и «Перелетные птицы»;
•    Рефлексия.
27    Рисование гуашью с манкой «Ворона»
Цель: Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.
•    Чтение стихотворения;
•    Показ действий с изобразительными материалами;
•    Совместная деятельность взрослого и детей;
•    Дыхательные игры по имитации звуков, издаваемых птицей;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия
28    Рисование «Аквариум»
Цель: Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.
•    Рассматривание рыбок в аквариуме;
•    Малоподвижная игра «Рыбки»;
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Рефлексия.
29    Рисование «Праздничный салют над городом»
Цель: Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.
•    Просмотр видеозаписи «Победный салют»;
•    Игра «Салют»;
•    Показ действий с изобразительным материалом;
•    Самостоятельная деятельность детей;
•    Пальчиковая игра;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.
30    Рисование «Красивый пейзаж»
Цель: Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.
•    Просмотр презентации «Красивейший пейзаж»;
•    Беседа о природе;
•    Знакомство с новой техникой нетрадиционного рисования;
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная творческая деятельность детей с перерывом на физкультминутку;
•    Рефлексия.
31    Рисование  «Одуванчики в траве»
Цель: Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.
•    Чтение стихотворения;
•    Показ действий с изобразительными материалами;
•    Совместная деятельность взрослого и детей;
•    Дыхательные игры с одуванчиками;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.    
32    Рисование «Растения в нашей группе»
Цель: Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.
•    Рассматривание альбома с разными комнатными растениями;
•    Беседа;
•    Показ действий с материалом;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Физкультминутка;
•    Анализ детских работ;
•    Рефлексия.

 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОЙ МОДУЛЬ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 ЛЕТ)

№    
Тема занятия
    
1    Техника безопасности
Вводный инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях.

2
    Рисование «Осеннее дерево»
Цель: Учить отражать особенности изображаемого предмета, развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в технике – набрызг.
•    Чтение рассказа Б.Скребицкого «Осень»;
•    Показ действий с материалами;
•    Ф\м «Мы осенние листочки»;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
3    Рисование «Яблоня с золотыми яблоками»
Цель: Закреплять умение рисовать нетрадиционными методами рисования (рисование нитками).
•    Игровая-ситуация
•    Беседа - диалог;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.

4    Рисование «Плюшевый медвежонок»
Цель: Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.
•    Загадки об игрушках;
•    Чтение стих-я «Сбежали игрушки»;
•    Ф\м «Мишка с куклой пляшут полечку»;
•    Практическая работа;
•    Рефлексия.
5    Рисование «Осенние мотивы»
Цель: Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
•    Чтение стихотворения «Золотая осень»;
•    Упражнение на дополнительном листе по раздуванию краски;
•    Практическая работа;
•    Рефлексия.
6    Рисование «Колючая сказка»
Цель: Развивать у детей умение наносить длинные  и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи  одном направлении, без просветов.
•    Отгадывание загадки;
•    Чтение тематической сказки «Зачем ежику колючки?»
•    Ф\и «Ежик топал по тропинке»;
•    Практическая работа детей;
•    Ф\м «Еж»;
•    Рефлексия.
7    Рисование «Осенний пруд»
Цель: Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
•    Чтение рассказа Л.Толстого «Лебеди»;
•    Беседа-диалог об особенностях времени года - осень;
•    Показ действий и самостоятельная работа детей. 
•    Рефлексия.
8    Рисование «Открытка для мамы (незабудки)»
Цель: Учить рисовать в технике «пуантилизм» цветы. Учить располагать изображения на листе по-разному.
•    Прослушивание музык. произведения П.И.Чайковского «Вальс Цветов»
•    Беседа о музык. произвед. П.И.Чайковского «Вальс Цветов»
•    Игра «Три цветка»
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
9    Рисование «Щенок и снег»
Цель: Развивать у детей умение рисовать свечой. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
•    Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»
•    Игра «Заморожу»;
•    Практическая работа детей;
•    Рефлексия.
10    Рисование «Зачарованный лес»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.
•    Чтение стих-я С. Есенина «Заколдован невидимкой…»
•    Чтение рассказа «Зимний лес»;
•    Показ действий с материалами;
•    Игра «На опушке леса»;
•    Д\и «Подбери словечко»;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
11    Рисование «Зимние узоры»
Цель: Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.
•    Отгадывание загадок на зимнюю тематику;
•    Беседа с детьми об узорах на стеклах;
•    Экспериментирование с материалами;
•    Чтение отрывка стих-я «Заклинание зимы»;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
12    Рисование «Дедушка Мороз»
Цель: Закрепить умения рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.
•    Чтение стих-я «Дед Мороз»;
•    Беседа с детьми о Деде Морозе;
•    Рисование контуров будущей картины простым карандашом;
•    Ф\м «Снежинки»;
•    Работа с красками;
•    Рефлексия.
13    Рисование «Зимний пейзаж»
Цель: Расширять знания о технике, закреплять умение самостоятельного выбора сюжета законченности изображения и целостности.
•    Рассматривание репродукций художников
•    Обсуждение с детьми рассматривание материала для деятельности
•    Ф/м «Зимние забавы»;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
14    Рисование «Белые медведи и северное сияние»
Цель: Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения в рисовании. Вызывать чувство восхищения природными явлениями
•    Беседа об Антарктиде;
•    Получение новых знаний о северном сиянии;
•    Практическая работа детей по тонированию листа;
•    Практическая работа печать по трафарету;
•    Рефлексия.
15    Рисование «Зимние избушки»
Цель: Уточнять и расширять представления о зиме. Учить отображать состояние погоды (снег), используя нетрадиционную технику рисвоания.
•    Чтение рассказа «Зима » КЛукашевич;
•    Беседа-диалог с детьми;
•    Игра «Снежный ком»;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
16    Рисование «Снегопад»
Цель: Познакомить детей с приемами нетрадиционной техники рисования и способом изображения с использованием различных материалов (зубная паста и пальчики)
•    Сказка «О снежной туче» с одновременным показом рисования;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Работа с красками;
•    Рефлексия.
17    Рисование «Зимнее дерево»
Цель: Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре для получения нового цвета. Познакомить с техникой присыпания солью по сырой краске для создания объемного изображения
•    Рассматривание репродукций художников
•    Обсуждение способов изображения деревьев
•    Самостоятельная деятельность.
•    Рефлексия
18    Рисование «Рыбка»
Цель: Познакомить с нетрадиционным течением в живописи «пуантилизмом». Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей
•    Музыка «Шум моря»
•    Беседа - диалог;
•    Ф/м «Рыбки»;
•    Знакомство с техникой рисования;
•    Практическая работа;
•    Рефлексия.
19    Рисование «Снегири на ветках»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о птицах, побуждать интерес к известным птицам, расширять представления о перелетных птицах.
•    Чтение рассказа о снегирях;
•    Беседа по рассказу;
•    Показ действий с материалами, нанесение контуров простым карандашом;
•    Ф\м «Птицелов»;
•    Самостоятельная работа детей с красками;
•    Рефлексия.
20    Рисование «Пингвины на льдине»
Цель: Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания; учить рисовать пингвинов используя метод тычка.
•    Чтение стих-я Г. Утробина «Там, где есть снега и льдины..»;
•    Беседа о пингвинах;
•    Рисование простым карандашом контура будущих  птиц;
•    Ф\м «Пингвины»;
•    Работа с красками;
•    Рефлексия.
21    Рисование «Птичка»
Цель: Развить у детей способность создавать сюжетную композицию.
•    Беседа о гнездах птиц;
•    Пальчиковая гимнастика «Птички»;
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
22    Рисование «Подарок маме (маки)»
Цель: Учить тонировать лист влажной салфеткой и рисовать цветы, используя ватный диск. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.
•    Чтение стих-я З.Петровой «Цветы для мамы»;
•    Показ действий с материалами;
•    Игра «Цветы»;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
23    Рисование «Необычные цветы»
Цель: Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.  Воспитывать интерес к занятию, самостоятельности и стремление к достижению результата.
•    Отгадывание загадок;
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
24    Рисование «Слон»
Цель: Закрепить умение дополнять изображение деталями при помощи кисточки
•    Игра «Большое, доброе животное»;
•    Беседа с детьми о слоне по наглядности;
•    Рисование простым карандашом контура будущего слона;
•    Пальчиковая гимнастика;
•    Работа с красками;
•    Рефлексия.
25    Рисование «Космос»
Цель: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету.
•    Игра «Космическое путешествие»;
•    Показ действий с материалами;
•    Ф\м «Раз, два – стоит ракета…»;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
26    Рисование «Голубь»
Цель: Учить создавать композицию на смятом и расправленном листе бумаге крупным планом. Расширять знания о птицах.
•    Рассказ воспитателя о голубе
•    Ф/м «Дерево»
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
27    Рисование «Обезьяна на лиане»
Цель: Воспитывать у детей интерес к жизни экзотических животных. Закрепить приемы рисования, как правильно держать кисточку.
•    Отгадывание загадок о животных жарких стран;
•    Беседа о животных жарких стран;
•    Пальчиковая гимнастика «Африка»
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
28    Рисование «Весенний дождь»
Цель: Учить отображать состояние погоды (дождь) нетрадиционным способом. Упражнять в рисовании различными материалами. Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе.
•    Чтение стих-я А.Введенского «Дождик»;
•    Игра «Дождик»;
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Рефлексия.
29    Рисование «Березы весной»
Цель: Углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю.
•    Чтение рассказа  о березах весной;
•    Показ действий с материалами;
•    Самостоятельная работа детей;
•    Ф\м «Природа»;
•    Рефлексия.
30    Рисование «Живописный луг»
Цель: Знакомить с техникой рисования скомканной бумагой. Учить подбирать летние цветовые сочетания.
•    Чтение рассказа Н.Павловой «Желтый, белый, лиловый»
•    Чтение стих-я «На лугу»;
•    Беседа с детьми;
•    Игра «Ромашки на лугу»;
•    Знакомство с техникой рисования;
•    Практическая работа;
•    Рефлексия.
31    Рисование «Радуга над поляной»
Цель: Совершенствовать технику рисования тычком жесткой сухой кистью.
•    Отгадывание загадки
•    Беседа с детьми о изображении радуги
•     Игра « Радуга»
•    Самостоятельная деятельность 
•    Рефлексия
32    Рисование «Вот и лето пришло»
Цель: Закрепить навыки рисования понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
•    Чтение стихов о лете
•    Беседа с детьми
•    Выбор техники рисования
•    Самостоятельная деятельность детей
•    Рефлексия
 
5. Описание материально-технического обеспечения Программы
 Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. 
Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к занятиям создана предметно-развивающая среда. 

Материально - техническое и методическое обеспечение Программы
Для реализации Программы используются следующие материалы: 
- Детские столы (регулируемые по высоте). 
- Детские стульчики. 
- Стол для педагога. 
- Шкаф для хранения методического материала. 
- Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

6. Литература для педагога
1.    «Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010
2.    «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005
3.    « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003
4.     «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
5.    «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
6.    Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7.    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2007. -  80 с.
8.    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2007. -  72 с.
9.    Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
10.    Кашникова Е.В. Оригинальные техники изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7 лет: Пособие для воспитателей и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2013. – 96 с. + 8 с. цв. вкл.
11.    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
12.    Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
13.    Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва.2007.
14.    Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2014. – 96 с. + 16 с. цв. вкл.
15.    Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. -62 с.
16.    Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
17.    Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20  - познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. – (Библиотека современного детского сада).
18.     Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie